Список форумов ПОЛИГРАФ - ФОРУМ ПОЛИГРАФ - ФОРУМ
Для общения по теме " Детекция лжи "
 
  На главную FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Бей, беги, забудь...

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ПОЛИГРАФ - ФОРУМ -> Полезное с приятным
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
vladkazackoff



Зарегистрирован: 11.11.2011
Сообщения: 1405
Откуда: г. Липецк

СообщениеДобавлено: Вт Май 31, 2022 8:08 am    Заголовок сообщения: Бей, беги, забудь... Ответить с цитатой

Бей, беги, забудь: нейробиолог о том, как стресс влияет на память

(Отрывок из книги Лайзы Дженовы «Как работает память»)


Как сильный стресс действует на память? Если вкратце, то он помогает формировать новые воспоминания о стрессовой ситуации, в которой вы оказались, но мешает извлечению из памяти ранее сформированных воспоминаний. Однако стоит рассмотреть влияние стресса чуть подробнее, поскольку тут есть интересные нюансы.

Острая стрессовая реакция обычно способствует формированию новых воспоминаний. Во-первых, краткое воздействие стрессового фактора обостряет внимание, а как вам уже известно из предыдущих глав, внимание играет важную роль в формировании воспоминаний. Во-вторых, адреналин и кортизол не только мобилизуют тело и мозг для немедленных действий, но также усиливают выработку в миндалине нейротрансмиттера под названием норэпинефрин (норадреналин). В ответ миндалина посылает сигнал гиппокампу, который расшифровывается примерно так: «Эй, эта стрессовая ситуация, происходящая прямо сейчас, вероятно, очень важна — консолидируй информацию! Формируй воспоминание!» Кортизол также непосредственно воздействует на рецепторы в гиппокампе, усиливая консолидацию памяти.

Таким образом, если мы рассматриваем одиночное, кратковременное стрессовое событие, то стресс способствует формированию памяти. Если перед просмотром изображений, вызывающих стресс, людям ввести кортизол, то при последующем тестировании выясняется, что они лучше запомнили эти изображения. Лишившись надпочечников, вы бы хуже запоминали информацию и события, которые произошли, когда вы испытывали стресс, чем люди с надпочечниками.

Острая стрессовая реакция помогает формированию новых воспоминаний, но не усиливает способность помнить все. Состояние «бей или беги» обостряет и одновременно сужает наши чувства и внимание, и поэтому диапазон подробностей, доступных для консолидации в память, тоже сужается. Таким образом мы лучше запоминаем основную информацию, касающуюся этой стрессовой ситуации, и гораздо хуже — не столь значительные подробности. Например, если вы стали свидетелем вооруженного ограбления банка (сильный стресс), то, скорее всего, запомните яркие детали об оружии (главный источник вашего стресса), но не количество людей в банке и не внешность сотрудников.

Кроме того, острая стрессовая реакция способствует формированию памяти о главных событиях стрессовой ситуации, но не нейтральной информации. Когда участникам эксперимента вводили адреналин, а затем показывали нейтральные изображения, они запоминали их не лучше людей из контрольной группы, которым вместо адреналина вводили физраствор. Стресс также не улучшает формирование воспоминаний, не связанных с фактором стресса. Предположим, что вы студент и готовитесь к экзамену по физике, который должен состояться завтра утром. Вам нужно запомнить большой объем сложной информации, время поджимает, а вы хотите получить на экзамене высший балл. Все это создает стресс, помогающий запоминать информацию, которую вы пытаетесь выучить. Но, если сосед по комнате прерывает ваши занятия, чтобы рассказать о своем путешествии в Исландию, повышенный уровень стресса не усилит вашу способность сформировать память об услышанной истории. Рассказ соседа по комнате об Исландии не связан со стрессом, который вы испытываете по поводу предстоящего экзамена.

Значение имеет также интенсивность испытываемого стресса. Если бы мы нарисовали зависимость между воспринимаемым стрессом и формированием памяти, график имел бы форму перевернутой буквы U. Когда стресс, вызванный предстоящим экзаменом по физике, слишком слаб, небольшой активации миндалины не хватит для того, чтобы усилить консолидацию памяти гиппокампом. Слишком сильный стресс вызовет перегрузку, и вы утратите способность фокусировать внимание и обрабатывать какую-либо информацию. Таким образом, для формирования воспоминаний, связанных со стрессовой ситуацией, существует оптимальный уровень временного стресса, и этот уровень у разных людей разный. Одни прекрасно справляются с сильными стрессами, другие не выдерживают даже слабого давления.

Временный стресс может способствовать формированию новых воспоминаний, но одновременно стресс ослабляет способность извлекать из памяти информацию, которая уже хранится у вас в мозге. Представьте, что готовитесь к выпускному экзамену. Вы вызубрили материал наизусть. Вы уверены в себе и готовы к предстоящему испытанию. Но на пороге аудитории вас вдруг охватывает волнение. Сердце готово выскочить из груди, ладони вспотели, в желудке образовалась пустота. Вы читаете первый вопрос билета и ничего не можете вспомнить. Вы понимаете, что знаете ответ, но мозг не в состоянии его извлечь. Затруднительное положение, в котором вы оказались, еще больше усиливает стресс.

Многочисленные исследования продемонстрировали, что стресс затрудняет извлечение информации из памяти. Например, если участникам эксперимента ввести кортизол, то они испытывают больше трудностей с вспоминанием предварительно выученной информации, чем люди из контрольной группы, которым вместо кортизола вводили физраствор. Если выработку организмом кортизола блокировать, то извлечение хранящейся в памяти информации происходит нормально.

Таким образом, кратковременный и умеренный по силе стресс способствует формированию воспоминаний, но затрудняет их извлечение. Но что происходит, если вы испытываете стресс регулярно или постоянно, как большинство из нас? Может, хронический стресс тоже полезен для памяти? Нет. На самом деле постоянный стресс — это настоящая катастрофа.

Происходит вот что. Предположим, что стрессовый фактор никуда не исчезает — деспотичный начальник, жестокий партнер, больной ребенок. Или на вас непрерывно обрушиваются все новые стрессы — вы попали в автомобильную аварию и сломали руку, а потом лишились работы и не можете платить по счетам. Реакция «бей или беги» возникает снова и снова, и каждый раз в кровь выбрасывается кортизол. «Запорный клапан» в вашем гипоталамусе скоро потеряет чувствительность к присутствию такого высокого уровня кортизола и перестанет реагировать на него. В результате стрессовая реакция останется включенной. Теперь ваше тело и мозг похожи на потерявший управление поезд — организм постоянно находится в состоянии «бей или беги».

Это негативно влияет на память. Когда хронический стресс постоянно посылает сигналы тревоги в миндалину, слишком много времени и энергии расходуется в примитивном, эмоциональном мозге, а не в тех разделах, которые отвечают за мышление. Стресс подавляет деятельность префронтальной коры, ослабляя способность думать. Вы можете реагировать мгновенно, не тратя времени на оценку вариантов действий, что очень полезно в том случае, когда нужно немедленно спасаться от льва. Но при хроническом стрессе трудно обеспечить ясность мышления.

Еще больше тревожит тот факт, что при постоянном стрессе вы начинаете утрачивать нейроны гиппокампа. Вероятно, вы слышали о том, что если у взрослого человека погибает нейрон, то он уже не восстанавливается — то есть что клетки мозга взрослого человека не могут регенерировать. Это представление было опровергнуто в 1990-х гг. Нейрогенез (рост новых нейронов) происходит на протяжении всей жизни в разных отделах мозга, и особенно интенсивно в гиппокампе... если только ваш гиппокамп постоянно не плещется в ванне с кортизолом. Хронический стресс подавляет нейрогенез в гиппокампе. Поэтому если вы испытываете постоянный неослабевающий стресс, то ваш гиппокамп уменьшается, а это значит, что для консолидации памяти доступно меньшее количество нейронов, что ослабляет ваши возможности по формированию новых воспоминаний.

При постоянном воздействии стресса и кортизола нейроны гиппокампа также становятся уязвимыми для других напастей, таких как инсульт или болезнь Альцгеймера. В исследовании воспринимаемого уровня стресса, которое продолжалось 35 лет и в котором участвовали 1100 женщин в возрасте от 38 до 60 лет, выяснилось, что у тех, кто жаловался на хронический стресс, риск развития болезни Альцгеймера был выше на 65 процентов. В другом исследовании было продемонстрировано, что у людей, страдающих от хронического стресса, вероятность развития болезни Альцгеймера повышается вдвое по сравнению с теми, кто не жаловался на стресс, и, кроме того, у людей в состоянии хронического стресса в 10 раз повышалась вероятность появления когнитивных нарушений в ближайшие 5 лет.

Хронический стресс вреден для памяти. Но современная жизнь — это сплошной стресс. Мы не можем влиять на мировую политику, погоду, наступление следующей пандемии. Не в вашей власти уволить деспотичного начальника, отодвинуть срок сдачи работы, избавиться от кажущейся бесконечной пробки, в которой вы застряли. Вы не можете весь день не пускать стресс на порог. Что же делать? Неужели мы обречены жить в тревоге, с потными от волнения ладонями, с сжимающимся гиппокампом, плавающим в супе из неэффективного кортизола, не способные вспомнить то, что только что прочли, потому что испытываем сильный стресс?

Мы не можем изгнать стресс из своей жизни, но в наших силах существенно повлиять на реакцию мозга и тела в конкретной стрессовой ситуации, в которой мы оказались. Йога, медитация, здоровое питание, физические упражнения и ментальные практики, благодарность и сострадание — все это поможет вам стать менее реактивным, ослабить неконтролируемую стрессовую реакцию, оставаться здоровым перед лицом токсичной тревожности. Доказано, что все эти средства снижают хроническое повышенное давление, ослабляют воспаление, тревожность и воспринимаемый стресс. Они также восстанавливают уровни кортизола. Кроме того, эти враги хронического стресса улучшают память, усиливая нейрогенез в гиппокампе. Например, гиппокамп людей, медитировавших 30 минут в день в течение восьми недель, значительно увеличился по сравнению с тем, каким он был до начала этой ежедневной практики. У контрольной группы людей того же возраста, которые не медитировали, размеры гиппокампа остались прежними. Аналогичный эффект дают регулярные физические упражнения.

Источник: https://www.forbes.ru/forbes-woman/466989-bej-begi-zabud-nejrobiolog-o-tom-kak-kak-stress-vliaet-na-pamat
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ткаченко А.Е.



Зарегистрирован: 28.04.2021
Сообщения: 433

СообщениеДобавлено: Вт Май 31, 2022 8:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здравствуйте!

vladkazackoff писал(а):
...краткое воздействие стрессового фактора обостряет внимание, а как вам уже известно из предыдущих глав, внимание играет важную роль в формировании воспоминаний...
... Состояние «бей или беги» обостряет и одновременно сужает наши чувства и внимание...


"Внимание - это клей, соединяющий память с реальностью". Дж. Шоу. Smile

_________________
Non est mendacium sed mysterium
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
$erP
Site Admin


Зарегистрирован: 29.06.2005
Сообщения: 7851
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Июн 02, 2022 2:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ткаченко А.Е. писал(а):
"Внимание - это клей, соединяющий память с реальностью". Дж. Шоу.

Ткаченко А.Е., вот Вы прилипли к этому клею: Вы опять поставили точку в этой цитате неправомерно рано... там еще очень многа букаф после слова "реальностью"... и из за присутствующего продолжения смысл фразы меняется очень сильно...

Кстати да... по поводу цитат, смысл которых меняется с точностью до наоборот вследствие усечения интерпретаторами, написаны целые статьи-трактаты... Как правило, усечения направлены на то, чтобы подогнать смысл фразы под чьи-то интересы...

Например, широко распространена фраза, приписываемая Отто Фон Бисмарку... "Договоры с русскими не стоят бумаги, на которой написаны". Очень популярна в наше время в некоторых странах...
На самом деле цитата целиком и полностью следующая: "Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть".


vladkazackoff, спасибо за ссылку на книгу и за приведенный отрывок...
Тем не менее, существуют исследования в отношении особенностей процесса запоминания и воспроизведения, которые могут быть более полезны для полиграфологов... Например, известный в психологии "эффект оружия": если в стрессовой ситуации свидетель увидел в руках нападающего оружие, то шансов вспомнить и адекватно описать нападающего у свидетеля очень мало.

Пример 1. Источник 1.
Основы психологии.
Эффект нацеленного оружия
Подтверждение подобной трактовки содержится в исследовании (Loftus, Loftus & Messo, 1987), авторы которого предлагали испытуемым наблюдать за одной из двух сцен:

1. Человек направляет на кассира пистолет и получает сдачу.

2. Человек держит в руке чек и получает сдачу. Как и ожидалось, свидетели обратили гораздо больше внимания на пистолет, чем на чек, в результате чего в первом случае запомнили гораздо меньше деталей, чем во втором. Пикель предположил, что существует две возможные причины эффекта нацеленного оружия (Pickel, 1999). Первая причина заключается в том, что оружие несет угрозу, в связи с чем свидетели обращают на него гораздо больше внимания, чем на другие аспекты ситуации. Вторая причина связана с тем, что оружие привлекает внимание, поскольку оно необычно и свидетели не ожидают его увидеть в большинстве случаев.

Для проверки этих предположений Пикель сделал четыре видеозаписи сцены, когда к женщине приближается мужчина с пистолетом:

1. Низкий уровень угрозы: дуло пистолета направлено в землю; обстановка — стрельбище.

2. Низкий уровень угрозы: дуло пистолета направлено в землю, обстановка — бейсбольное поле.

3. Высокий уровень угрозы: дуло пистолета направлено на женщину, которая в страхе отпрянула назад; обстановка — стрельбище.

4. Высокий уровень угрозы: дуло пистолета направлено на женщину, которая в страхе отпрянула назад; обстановка — бейсбольное поле. Эффект нацеленного оружия - это феномен, проявляющийся в том, что внимание свидетелей настолько приковано к орудию преступления, что они не замечают других деталей, а потому впоследствии не могут их вспомнить. В исследовании, проведенном Пикелем (Pickel, 1999), четыре группы испытуемых смотрели одну из этих видеозаписей. Результаты подтвердили ожидания.

Свидетели значительно лучше описали мужчину в тех случаях, когда наличие пистолета было ожидаемым (на стрельбище), чем в тех случаях, когда оно было неожиданным (на бейсбольном поле). Однако уровень угрозы не оказал никакого влияния на объем информации, который запомнили свидетели.


Пример 2. Источник 2.
Единственным известным нам примером диссоциации компонентов мнемического образа относительно чувствительности к трансформациям является «эффект оружия», открытый Э. Лофтус (Нуркова В.В., 2008). В ее работе было показано, что под воздействием психологического стресса наблюдается элиминация фрагментов воспоминания, не связанных со стрессором и, наоборот, субъективное увеличение и детализация фрагментов воспоминания, которые относятся к стрессору (смысловому центру воспоминания).

Испытуемые приглашались для эксперимента в лабораторию, но их просили подождать некоторое время, прежде чем всё будет готово для проведения эксперимента. Представители первой группы испытуемых слышали, что за дверью идёт обсуждение неполадок, связанных с компьютером, затем дверь открывалась, и из неё выходил человек с неким прибором в руках, он здоровался и удалялся. Другая группа слышала, что за дверью происходила борьба, слышались крики и стоны. После этого распахивалась дверь и из неё выскакивал человек с большим ножом в руках, на котором были видны следы крови (на самом деле это была краска). После этого испытуемых из обеих групп просили, как можно более подробно вспомнить всё произошедшее. Как оказалось, группа, пережившая стресс вследствие встречи с актёром-«преступником», могла воспроизвести значительно меньше деталей произошедшего события, и ошибались при опознании виденного ими человека. Это объясняется тем, что их внимание приковано к «оружию», которое держал в руках «преступник». По мнению Э. Лофтус, «эффект оружия» препятствует эффективному опознанию преступников жертвами преступлений.

Позже подобный эксперимент был проведён в более естественных условиях К. Морганом с коллегами (Нуркова В.В., 2006). Им представилась уникальная возможность изучить эту проблему вне стен психологической лаборатории. Участниками эксперимента стали военнослужащие американской армии, проходившие специальную подготовку, которая включала в себя «школу выживания», попадая в «плен» солдаты подвергались испытаниям «на прочность», в том числе их склоняли к предательству. После завершения курса, К. Морган предлагал испытуемым опознать тех, кто играл роль надзирателей. Оказалось, что пережившие сильный стресс солдаты всех практически опознавали как своих «мучителей».

_________________
Мое почтение... $erP

................................... ЛЕГКО СОЛГАТЬ ТЯЖЕЛО
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Ткаченко А.Е.



Зарегистрирован: 28.04.2021
Сообщения: 433

СообщениеДобавлено: Чт Июн 02, 2022 4:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Я помню, как на моем первом университетском занятии на тему памяти преподаватель взял со стола лист бумаги. Он подождал, пока 150 нетерпеливых студентов успокоятся, потом поднял гладкий листок и сказал: «Вот что происходит в мире вокруг нас». Затем он сложил листок вдвое. «Это – то, что вы воспринимаете». Он сложил листок еще раз. «Это – то, на что вы обращаете внимание». И снова он сложил листок пополам. «Это – то, что вас интересует». Еще раз пополам. «Это – то, что мозг преобразует в энграммы. А это…» Он в последний раз сложил листок, который теперь был в разы меньше, чем вначале. «Это – то, что вы сможете позже вспомнить».
Студенты начали в замешательстве переглядываться. О чем это он? Преподаватель прервал повисшую паузу следующей фразой: «Давайте постараемся сделать так, чтобы к концу курса моих лекций этот листок остался большим». Толковое начало. Он использовал листок бумаги в качестве дополнительного инструмента, чтобы помочь студентам запомнить основные компоненты самого процесса запоминания. Упомянув базовый постулат о том, что для кодирования информации нам нужно ее воспринять (другими словами, нам нужно видеть, слышать, чувствовать, ощущать запахи и вкусы), он сразу же подчеркнул важность внимания. Зачем? Затем, что внимание – это необходимый элемент формирования воспоминаний. Если выразиться проще, внимание – это клей, соединяющий нашу память с реальностью. Нельзя запомнить внешний раздражитель, не концентрируя на нем свое внимание. Все просто. Внимание и память не могут работать отдельно друг от друга.
Этот базовый принцип работает даже в отношении тех объектов, на которые мы непосредственно смотрим или которые каким-то образом воспринимаем, при этом не обращая на них внимания. Вспомните, как в школе вы смотрели на учителя, думая о чем-то своем, и были не в состоянии осмыслить, а уж тем более позднее вспомнить, о чем шла речь на уроке.
Важность внимания в работе памяти помогает объяснить даже то, почему мы с таким трудом запоминаем имя человека при первой встрече: когда вам представляют кого-то незнакомого, вам часто приходится одновременно воспринимать столько новой информации, что вы не можете уделить достаточно внимания произнесенному имени. Вы заняты другим: «Симпатичный галстук. Что это за акцент? Он, похоже, нервничает. Интересно, у него есть девушка? Что это за одеколон?» Вы думаете о чем угодно, только не о его имени.
Итак, я только что смело заявила, что для работы памяти необходимо внимание, и в качестве общего постулата это так.

Джулия Шоу. Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям.

_________________
Non est mendacium sed mysterium
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ткаченко А.Е.



Зарегистрирован: 28.04.2021
Сообщения: 433

СообщениеДобавлено: Чт Июн 02, 2022 7:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

$erP писал(а):
Свидетели значительно лучше описали мужчину в тех случаях, когда наличие пистолета было ожидаемым (на стрельбище), чем в тех случаях, когда оно было неожиданным (на бейсбольном поле). Однако уровень угрозы не оказал никакого влияния на объем информации, который запомнили свидетели.

Пример 2. Источник 2.
Единственным известным нам примером диссоциации компонентов мнемического образа относительно чувствительности к трансформациям является «эффект оружия», открытый Э. Лофтус (Нуркова В.В., 2008). В ее работе было показано, что под воздействием психологического стресса наблюдается элиминация фрагментов воспоминания, не связанных со стрессором и, наоборот, субъективное увеличение и детализация фрагментов воспоминания, которые относятся к стрессору (смысловому центру воспоминания).
Испытуемые приглашались для эксперимента в лабораторию, но их просили подождать некоторое время, прежде чем всё будет готово для проведения эксперимента. Представители первой группы испытуемых слышали, что за дверью идёт обсуждение неполадок, связанных с компьютером, затем дверь открывалась, и из неё выходил человек с неким прибором в руках, он здоровался и удалялся. Другая группа слышала, что за дверью происходила борьба, слышались крики и стоны. После этого распахивалась дверь и из неё выскакивал человек с большим ножом в руках, на котором были видны следы крови (на самом деле это была краска). После этого испытуемых из обеих групп просили, как можно более подробно вспомнить всё произошедшее. Как оказалось, группа, пережившая стресс вследствие встречи с актёром-«преступником», могла воспроизвести значительно меньше деталей произошедшего события, и ошибались при опознании виденного ими человека. Это объясняется тем, что их внимание приковано к «оружию», которое держал в руках «преступник». По мнению Э. Лофтус, «эффект оружия» препятствует эффективному опознанию преступников жертвами преступлений.


Ни в коем случае не покушаясь на авторитет Э. Лофтус, хотел бы заметить, что в приведенных примерах значимой является даже не столько угроза, исходящая от оружия как такового, сколько неожиданность этой угрозы оружием, если угодно - ее "нелогичность": люди пришли в серьезную научную лабораторию, а им окровавлЕнный тесак демонстрируют - диссонанс, однако.
А на стрельбище оружие выглядит вполне гармонично, уместно, отчего с восприятием сильно не диссонирует.

Понятно, что эксперимент в лаборатории моделирует криминальное вооруженное нападение, в большинстве случае происходящее внезапно среди мирной жизни.

_________________
Non est mendacium sed mysterium
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Oranaden
Гость





СообщениеДобавлено: Пн Авг 01, 2022 7:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо за советы
Вернуться к началу
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ПОЛИГРАФ - ФОРУМ -> Полезное с приятным Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
You cannot attach files in this forum
You cannot download files in this forum


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100